На новый год...

...артисты всегда работают. Но у нас традиция — успеть собраться всей семьей с родителями. У Артема 31 декабря день рождения, и в этот день он часто танцует на сцене Большого театра, в легендарном «Щелкунчике». Мы с детьми приходим поддержать его. Сидим в ложе, хлопаем. После спектакля бежим к нему на сцену, дети обнимают папу, поздравляем его. А в 9 вечера уже все собираемся дома за праздничным столом, сперва отмечаем его день рождения, затем плавно переходим в празднование Нового года.
Однажды меня пригласил итальянский танцовщик Роберто Болле выступить на Рождественских гала-концертах в Италии, с 27 по 31 декабря. Я не могла отказаться. В это же время Артем танцевал принца в балете «Щелкунчик» в Монте-Карло у Жан-Кристофа Майо.
Но и при таком раскладе мы решили не рушить нашу традицию. Просто взяли во Францию с собой родителей. И все успели. Конечно, это был квест. Родители приехали в Монако, где танцевал Тема. Детей тогда еще не было, была только собачка Джульетта, которая тоже приехала. Это йоркширский терьер, с ней прибыл чемодан ее нарядов и обуви. Весь Монако фотографировался с ней, такого гардероба, как у Джули, не было там ни у кого, даже у принцессы Монако.
В канун Нового года у меня концерт закончился в 8 вечера. Я запрыгнула в машину в гриме и чуть ли не в пачке. И помчалась из Турина в Монако. Ровно в 11 оказалась на праздновании дня рождения Артема, который организовал Жан-Кристоф Майо для всей труппы. У него большая студия, где он ежегодно устраивает потрясающие праздники под Новый год. И я все успела, мы все успели!
Когда нас приглашают выступить под Новый год, мы всегда взвешиваем, успеваем ли оказаться все вместе в новогоднюю ночь. Конечно, стараемся не упускать возможности, которые нам преподносит жизнь, но при этом помним, что семья — это главное.
Но и при таком раскладе мы решили не рушить нашу традицию. Просто взяли во Францию с собой родителей. И все успели. Конечно, это был квест. Родители приехали в Монако, где танцевал Тема. Детей тогда еще не было, была только собачка Джульетта, которая тоже приехала. Это йоркширский терьер, с ней прибыл чемодан ее нарядов и обуви. Весь Монако фотографировался с ней, такого гардероба, как у Джули, не было там ни у кого, даже у принцессы Монако.
В канун Нового года у меня концерт закончился в 8 вечера. Я запрыгнула в машину в гриме и чуть ли не в пачке. И помчалась из Турина в Монако. Ровно в 11 оказалась на праздновании дня рождения Артема, который организовал Жан-Кристоф Майо для всей труппы. У него большая студия, где он ежегодно устраивает потрясающие праздники под Новый год. И я все успела, мы все успели!
Когда нас приглашают выступить под Новый год, мы всегда взвешиваем, успеваем ли оказаться все вместе в новогоднюю ночь. Конечно, стараемся не упускать возможности, которые нам преподносит жизнь, но при этом помним, что семья — это главное.

Они устраивают представления не только в Новый год. Чуть ли не каждый день ставят спектакли. Когда у нас гости, я предупреждаю, чтобы все приготовились к двухчасовому концерту. Арианне уже семь, и она режиссер и костюмер. Все переодевания на ней, по 10 за вечер. После этого надо во всех шкафах наводить порядок. Она очень любит петь и танцевать. Надевает свои пуанты. У нее в репертуаре все — от «Лебединого озера» до «Спящей красавицы». Сперва танцует классику, потом идут мюзиклы. У нее все данные артиста мюзикла. И я бы хотела, чтобы она стала универсальным артистом, чтобы серьезно занялась вокалом. Но в любом случае, выбор будет за ней. Сейчас она уже учится в музыкальной школе. Если в 10 лет решит идти в балетную академию, я не буду препятствовать. Во всем ее поддержу и направлю.
Даня тоже артист, очень харизматичный.
Арианна иногда ходит в балетную студию. Мы недавно вместе с ней станцевали в проекте канала «Культура» — «Большие и маленькие». Я там в жюри уже два года, и мне буквально за неделю сделали предложение подготовить номер. Хореографом пригласили Ивана Рюмина. Сделали «Восточный танец» из «Щелкунчика». Когда мы репетировали, Ариаша могла немного лениться, уставать. При этом говорила мне: «Мама, я выйду на сцену, и все сделаю!» И действительно, когда она вышла на сцену, то сделала все на 200 процентов! Это качество настоящего артиста. Надо было снять пять разных дублей, и она на высшем уровне все сделала. Арианна умница, у нее прекрасные природные данные. Все схватывает на лету. Еще я поняла, что все это ей интересно.
Я выставляю в соцсетях видео с детьми, и они пользуются большим успехом. Теперь мои поклонники первым делом задают вопросы про детей, а не про профессию. Так я скоро могу стать просто мамой Арианны и Даниэля! Но мне это очень приятно.
Интересно, что от меня профессиональные замечания дочь не всегда принимает, иногда может истерить. Потому что хочет видеть во мне маму. Я это понимаю и стараюсь ее еще больше хвалить, поддерживать и вдохновлять. А замечания пусть делают педагоги. Так же бывало у меня в отношении моего отца. Он танцовщик и педагог с 50-летним стажем. И столько всего полезного пытался мне в свое время сказать и показать, а я иногда воспринимала его замечания в штыки. Но папа со мной работал все детство, растягивал и помогал. И во многом его профессиональный взгляд дал возможность мне расти в моей профессии. И сейчас часто к нему обращаюсь, хочу, чтоб он передал мне все свои навыки. Его самого работа всегда вдохновляет. Он буквально преображается. Как будто ему снова 20. Я очень благодарна поддержке моих родителей. Без них не могла бы так быстро после рождения детей возвращаться на сцену.
В день, когда я родила Даниэля, мне позвонили с Канала культуры и пригласили станцевать на Гала-концерте Умирающего Лебедя в проекте «Большой балет». Я сразу согласилась. Это было серьезной мотивацией, чтобы вернуться буквально через месяц на сцену!
Сейчас у меня 1-й класс у дочери. И музыкальная школа. Сначала я пыталась успевать сама везде ее водить. Теперь родители помогают. Если я дома, то все время провожу с детьми. Для меня это важно. Мне с ними интересно, мы играем, прыгаем, бегаем. У нас традиция, когда с утра ухожу, я должна с улицы помахать детям в окошке. Как-то случилось, что задумалась и забыла. И это были трагедия и слезы. Традиции нарушать нельзя!
ПРЕОДОЛЕНИЕ
У меня в жизни так: если приходят какие-то испытания, то это к личностному и творческому росту. В этот момент надо остановиться, выдохнуть, понять, что происходит на самом деле.
Случалось выгорание. Это было после свадьбы, когда во мне бурлили самые невероятные эмоции. И в театре на тот момент мне было трудно их перебить чем-то другим: не радовали ни аплодисменты, ни цветы. Все внутри хотело чего-то другого. На сцену в нашей профессии артист обязательно должен выходить эмоционально наполненным. А в театре у меня в тот момент не было эмоций.
Через месяц я забеременела. Как будто свыше так распорядилось.
И были проблемы со здоровьем после рождения детей. Головокружения на сцене. Данечку я кормила до трех лет, при этом танцевала. Между нами была такая сильная связь, я не могла его отпустить. А нагрузка в театре была высокая. Тогда поняла, что нужно возвращаться к себе. Я не только мама и артистка, я человек, женщина. И мне иногда надо отдыхать и посвящать себе время.
В нашей семье процветает трудоголизм, и я начала переключаться. Сделала творческий вечер для Артема. Я знаю самых лучших артистов нашей страны и зарубежья, они все наши друзья. Знаю, как организовать любой гала-концерт. Мы начали делать масштабные проекты. Самым сложным было взять на себя ответственность. До этого я была только исполнителем, от меня требовалось хорошо танцевать. Все остальное — режиссуру, свет, звук — за нас делали другие люди.
Я смогла. И у нас были прекрасные концерты в стране и за рубежом, в Эмиратах. Гала-концерты посвящались любви, семье: «Все начинается с любви», «Лав стори». Это те ценности, которые транслируем мы с Артемом. Мы так живем. Потом только узнала, что в стране объявлен Год семьи.
У многих наших артистов семьи, по двое и больше детей. Это артисты Большого, Мариинского, Михайловского. Мы все дружим. Я собрала семейные пары, которые танцевали номера о любви.
Сейчас планирую продолжить создавать подобные проекты. Сначала я делала все сама. Была и режиссером, и продюсером, отвечала за звук и свет, сама танцевала четыре номера. Вся организация была на мне. Думала: если хочешь сделать хорошо, сделай все сам. Потом поняла, что все успеть нельзя, нужна команда. И у меня она есть. Теперь знаю другое: если хочешь сделать хорошо, работай с самыми лучшими.
В Абу-Даби работала уже команда. В программе были современная и мировая классика, и печаль и грусть, и радость и счастье. Мы сняли видео про закулисье — как гримируемся, греемся, канифолим пуанты, желаем друг другу удачи, — наши обычные приготовления. И включили его в представление. Плюс Артем брал микрофон и общался со зрителями, читал стихи. Публика чувствовала себя участником нашего перформанса. Сейчас делаем фильм на этом материале.
У меня возраст и опыт, когда хочется создавать свое. Сейчас я занимаюсь вокалом. Мама у меня профессиональная певица – исполнительница русских народных песен, у нее фантастический голос! Раньше я стеснялась петь, а теперь вот развиваю эту свою способность. Артем тоже красиво поет.
Я посещала школу актерского мастерства. У меня мечта — сняться в кино. Поэтому готовлюсь, чтобы, если случится получить роль в фильме, сделать это хорошо. Недавно снялась в эпизоде у режиссера Сергея Жигунова. Буквально за два дня до съемок мне сделали это предложение. Надо было станцевать танго. В 6 утра я уже была на площадке. Это был экспириенс! С самого утра — на высоких каблуках, — и пока все раскачивались, гримировались, и потом, когда долго снимали дубли. Пальцы ног отекли и онемели, меня начало трясти от боли. В итоге я танцевала в самом конце, в 6 вечера. К этому времени не то что танцевать, я ступить не могла. Но, конечно, взяла себя в руки, все сделала — 10 дублей станцевала. Все на площадке хлопали. А у меня до сих пор палец на ноге онемевший, уже целый год!
Я поняла, что кино это сложная история, еще и потому, что ты в течение дня должен быть в секундной готовности войти в кадр.
Мне было интересно, и это прекрасное воспоминание!

Школа актерского мастерства научила меня по-другому вести себя на сцене. Прежде в балете было принято чрезмерно накладывать грим, делать гиперболические жесты. Когда к нам начали приезжать западные звездные хореографы — Джон Ноймайер, Жан-Кристоф Майо, — они просили нас гримироваться как на камеру и играть более органично, как в кино. Не делать этих преувеличенных взмахов руками. Актерское мастерство предполагает, что надо больше работать не над жестами, а над смыслами. Если присмотреться к артистам балета во время спектаклей, заметите, что они могут немного переигрывать. Слишком много мимики. В каждой роли я стала следить за своими движениями, за мимикой. Меньше мимики — морщин меньше! Мне ближе внутренняя игра. Когда ты проживаешь роль и показываешь героиню через движение, зритель это чувствует.
ЛЮБИМЫЕ РОЛИ
Безусловно, Кармен. Это моя какая-то суть. При этом меня выбирали в первый состав на роль нежной Ольги в балете «Онегин». Для меня стало открытием, что во мне это разглядели. В результате Ольга стала одной из моих лучших ролей.
Самая отзывчивая публика — в Японии. Они преклоняются перед искусством, там больше всего почитателей балета. У меня есть поклонник из Японии, который прилетает на все мои спектакли. Берет билет в 1-й ряд, после спектакля улетает обратно. 9 часов туда, 9 обратно. Я поняла, что это у них в культуре: создай себе кумира. Он прилетал на мои спектакли и в Милан, и в Лондон.
У Артема тоже много таких поклонниц.
В Японии после каждого спектакля — длинная очередь за автографами. И всегда зрители дарят подарочки. Сейчас они чаще всего дарят пакеты игрушек для наших детей. Везде в Азии — в Корее, во Вьетнаме — невероятная реакция зала. Настоящее поклонение. Кричат, топают ногами, неистово выражают свой восторг.
В Большом тоже есть преданные зрители. Они много лет ходят на наши спектакли, ждут нас после представлений, мы общаемся и дружим.
Зритель – это самое важное для нас, для него мы творим на сцене свое Искусство!