Света Максимова и Лива Тагира — основательницы школы современного искусства Suninbun, создатели авторских курсов по визуальному языку
15.12.2024 20:20:00
Стать художником и воплощать свои творческие идеи на холсте — мечта многих людей. Однако часто она так и остается нереализованной. Страх «чистого листа», отсутствие специального образования, боязнь, что твои работы осудят. Мы поговорили со Светой Максимовой и Ливой Тагирой, основательницами школы современного искусства Suninbun, создателями авторских курсов по визуальному языку, колористике и креативности, и расскажем, почему художником может стать каждый.
Лива Тагира: У меня академическое художественное образование: эта система обучения дает базовые навыки, но не формирует авторский стиль. Теперь ты умеешь рисовать гипсовые головы и скелет — всё, дальше двигайся сам. Я двигалась извилисто: была арт-директором глянца, стала сооснователем школы современного искусства.
Одно было ясно: интерес к цвету. Хочу разгадать его тайну, использовать его излучение для создания особенных картин, несущих свет через цветовые сочетания. На выставке есть мои работы, вдохновленные Светой и сделанные с ее подачи. Это две серии картин — «И снова соль» и «Вечерний день». Они построены на сочетании оттенков противоположных цветов — оранжевом и синем. Оранжевый — согревающий, полный расположения и надежды. Синий же дает ощущение свободы, возвышает дух, распахивает бесконечное пространство. Вместе они — практически вечный двигатель, производящий несметное количество энергии. Это изначальные цвета жизни, они отзываются глубоко внутри, волнуют и трогают. Они напоминают о главном, о том кто мы и куда идем. Такие картины дарят надежду, исцеляют душу, замотанную круговертью мегаполиса.
Света Максимова: Сначала нужно понять, кто такой современный художник. Если не цепляться за дипломы, то сегодня художник — это человек, который внимательно смотрит на мир и преобразует его своими действиями. Причем эти действия могут не иметь ничего общего с холстом и красками. Если говорить про меня, то я все еще иду этим путем. Учусь смотреть и видеть, пробую рассказывать о важном для себя с помощью слова, фотографии, краски или маркера.
Лива Тагира: Не расслышать внутренний голос и в итоге заниматься не тем и не там, к чему лежит душа.
Света Максимова: В основном были сомнения в выборе собственного пути: «А вдруг я бездарность?», «А вдруг я все делаю зря?» Спасает только любовь к делу и умение переключать фокус с внешнего одобрения на внутренние ощущения. Если процесс приносит радость — значит, им стоит заниматься. Эмоции во время работы всегда отражаются на результате, поэтому лучше все делать с удовольствием!
Где стоит искать вдохновение?
Лива Тагира: Вдохновение всегда там, где ты можешь быть собой. Настоящего себя можно отыскать только интуитивно, следуя за собственными интересами. Поэтому так важно доверять себе и искать тех, кто идет с тобой одним путем, кого интересуют те же вещи.
Света Максимова: Вдохновение — штука хитрая. Оно повсюду: солнечный луч, строчка из книги, улыбка друга, кот на клавиатуре. Главное — держать глаза и уши открытыми. Художник — это обычный человек, который умеет подслушивать у мира и подсматривать за Вселенной.
Какими художниками вдохновляетесь лично вы?
Лива Тагира: Я ищу смыслы через цвет и свет, и мои любимые художники идут этим путем: Анри Матисс, Пьер Боннар, Мильтон Эвери, Ричард Дибенкорн.
Последнее время меня буквально захватил поздний период Сарги Манна — серия картин, написанных в полной слепоте, когда уходит все лишнее, отваливаются ненужные детали и остается лишь ослепительный свет.
Света Максимова: Художники для меня — как друзья. С одним можно погрустить, с другим — посмеяться, с третьим — философствовать. Это не про список, а про то, что искусство становится частью жизни. Мои «близкие» — Анри Матисс, Мильтон Эвери, Даша Евсеенко. Но друзей у меня много, и каждый из них ценен по-своему.
Света Максимова: Не дороже, чем начать готовить борщ: кто-то берет кастрюлю за миллион, а кто-то варит в ковшике. Можно начать с карандаша и картонки из-под пиццы — иногда даже такие материалы помогают создавать чудеса. Важно не чем ты рисуешь, а что хочешь сказать. Когда идея найдена, материалы можно подобрать под любой бюджет.
С чего нужно начать монетизировать свое творчество?
Света Максимова: Начните с ближнего круга! Покажите работу другу, дяде, соседям. Не бойтесь называть цену — людям приятно поддерживать искусство. А потом подтянутся и другие. Сарафанное радио — сильная вещь!
Где искать покупателей?
Света Максимова: Самый простой способ — соцсети. Главное — дисциплина и последовательность, ведь продвижение — это работа, которая занимает иногда до 70% времени художника. Кроме того, ярмарки, сотрудничество с галереями, open calls, профессиональные сообщества. Тут главное — понять, что постить картины и ждать — это не бизнес. Рассказывайте истории, будьте активными. Художник — это еще и маркетолог. Сегодня много доступных мест, где можно проявить себя.
Что посоветуете тем, кто только начинает рисовать?
Лива Тагира: Как и любое ремесло, связанное с ручной работой, рисование требует мастерства. Мастерство — это время, которое вы готовы потратить. Это главный ресурс — ваше желание и время. Если приняли решение — двигайтесь: многократное повторение и практика. Встраивайтесь в сообщество, обрастайте людьми, создавайте связи.
Света Максимова: Найдите наставника, который не станет заставлять вас рисовать идеальные яблоки, а научит думать как художник. Найти свое авторское высказывание гораздо сложнее, чем научиться мастерству рисовальщика. А когда вы поймете, о чем хотите поведать миру, тогда будете точно знать, какие навыки для этого потребуются. Помните: рисование — это еще один способ взаимодействия с миром и визуальный язык, такой же многогранный, яркий и выразительный, как и вербальный, на котором все могут говорить.
Как вы оцениваете текущее состояние визуального искусства?
Лива Тагира: Текущее состояние визуального искусства — это одновременно вызов и возможность.
С одной стороны, строгое академическое искусство, которое бережно хранит традиции и стремится к классическому подходу.
С другой стороны, современное искусство, которое нередко строится на провокации и манипуляции негативными образами. Оно обращается к самым ярким человеческим эмоциям и инстинктам — страх, ужас, отвращение и так далее, — создавая отклик за счет негатива. Оно активно воздействует на эмоции, но не всегда оставляет пространство для размышления.
Перед молодым художником и неискушенным зрителем встает непростой выбор. Но между этими крайностями есть много места, и вот туда мы ведем своих студентов в поисках своего пути. Для нас важно научить не выбирать между «академическим» и «провокационным», а находить третье измерение — пространство, где соединяются искренность, свобода и осознанность. Пространство, где есть место для душевности и тонких человеческих эмоций.
У вас недавно прошла выставка выпускников курса «От идеи до галереи», в которой участвовало 24 человека. Как вам удалось создать такой вдохновляющий проект?
Этот курс начался как смелый эксперимент, в котором за три месяца можно «прожить» жизнь художника. Мы хотели создать что-то большее, чем образовательную программу, — за такой короткий срок дать людям возможность раскрыть творческий потенциал и не просто научить людей рисовать, а видеть и понимать искусство, проникнуться им изнутри.
Все началось с исследования. Мы погрузились в мир современного искусства, чтобы понять, что мешает людям раскрыться. Каковы их страхи, мечты и барьеры. Мы попытались найти причины, которые останавливают людей на пути к творчеству. Решили создать место, в котором каждый человек может обрести свой голос и почувствовать себя услышанным.
Искренность, свобода и поддержка — это три кита, на которых держится наша философия. Мы работаем не только с техникой, но и внутренним состоянием человека. Учим студентов прислушиваться к себе, не бояться экспериментировать и находить радость в самом процессе творчества.
Мы решили отойти от строгого и шаблонного подхода академической практики, который загоняет людей в рамки.
Особенность нашего подхода — сочетание практики и внутренней работы над собой. Студенты учатся не только формулировать идеи, осваивать новые материалы и техники и грамотно представлять свои работы, но и заглядывать вглубь себя, видеть, как их творчество становится чем-то по-настоящему важным.
Мы уделяем большое внимание атмосфере. Наши выставки — это не просто финал курса, а праздник творчества, или, как говорят сами студенты, «энергетический витаминный коктейль, в котором смешали солнце, многообразие цвета, креатив, удивление, откровение и уютные объятия». Гости на этом празднике не сторонние наблюдатели, а прямые участники событий. Вместе с выставкой мы запустили проект #голосхудожника, где авторы рассказывают о себе и своем творчестве. Именно в такие живые моменты рождается вдохновение — и для художников, и для публики.
Мы не учим просто быть художником, мы учим жить искусством. Искусство — это не цель, а процесс, который меняет все вокруг.
Кто приходит учиться в школу Suninbun?
Мы создали школу, в которой сами хотели бы учиться. Здесь смысл визуального искусства рассматривается как душевный диалог между художником и зрителем — без посредников и интеллектуальных искажений.
Кроме того, мы говорим о том, что в диалог может вступить каждый, искусство — не для избранных. К нам приходят в основном не профессиональные художники, а те, кто находится в поисках себя и давно мечтал заняться искусством.
Мы обучаем визуальному языку, который работает в любом визуальном изображении помимо сюжета, и, кроме того, разработали методику развития цветового интеллекта, которая помогает развить восприятие цвета.
Вот что говорит о нашей системе обучения искусствовед Ольга Ванюшина: «Света и Лива уже много лет в своей мастерской „Санинбан“ творят невозможное: БЕРУТ ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ И ДЕЛАЮТ ИЗ НИХ ХУДОЖНИКОВ. Они умеют в каждом, кто к ним приходит, нащупать талант, показать его этому человеку, заставить в него поверить и развить. Таким образом они буквально меняют жизни людей. Но это не все: они оживляют художников.
На днях я была на выставке, где выставлялись работы выпускников одного из курсов Suninbun. Работы высочайшего уровня и по художественному исполнению, и по идейной наполненности. Настоящее современное искусство, сделанное непрофессионалами. Нет, не так — вчерашними непрофессионалами, ставшими художниками».
Расскажите о самой яркой идее, которая появилась у студентов курса и нашла свое место на выставке «Гнездование идей».
Трудно выбрать один проект, потому что каждая работа, объект, инсталляция — это часть жизни человека, доверяющего нам самое ценное: то, что было спрятано глубоко внутри, то, что он разрешил себе проявить в нашем безопасном пространстве. Мы очень бережно относимся к каждому студенту, оберегая их иногда даже от самих себя, помогаем преодолеть все препятствия, а их довольно много. Это и нехватка времени, как у всех современных взрослых людей, и отсутствие необходимых навыков и умений, которые приходится развивать в ускоренном режиме. Это и сомнения, съедающие огромное количество энергии, и так далее.
Нам есть чем гордиться, у нас редкая статистика для курса, обучение на котором проходит через зум-встречи, — 100%. Мы не потеряли ни одного художника, ни одного проекта, и все они представляют большую ценность, о чем говорят зрители на выставке: «Мне захотелось сложить в свою шкатулку воспоминаний: черновик рукописи Сергея Раджабова, отражающего душу писателя; гобелен Насти Хавжу, напоминающий, что из любой ситуации всегда есть выход; деревянный кулон Дианы Ибрагимовой — символ красоты и уникальности; волшебную вазу Даши Евсеенко с внутренним светом души; яркое пятно — воспоминания об отпуске — холст Ливы Тагиры». И таких отзывов о каждом проекте у нас очень много.
В декабре в издательстве «Бомбора» вышла наша книга «Цветовой интеллект».
Созданная нами методика развития цветового интеллекта помогает раскрыть истинный потенциал цвета — как в профессиональной среде, так и в повседневной жизни, превращая его из простого визуального элемента в важный инструмент, помогающий улучшать качество жизни людей.
Одна из наших задач — показать, что цвет — это одновременно глубокое эмоциональное переживание и объект научного изучения. Наука говорит о цвете через призму света: восприятие человеческим глазом и работу мозга. Творчество раскрывает цвет как инструмент влияния на чувственную сферу. Эти два подхода неразделимы, правда заключается в том, что цвет работает сразу в двух измерениях — рациональном и чувственном.
Цвет — это язык, на котором говорит мир вокруг нас, а цветовой интеллект — это способность понимать и осознанно использовать цвета для достижения конкретных целей: от улучшения настроения до оптимизации рабочих процессов.
Важно отметить, что этот инструмент пока остается доступным для всех. Однако надо учитывать, что некоторые цвета уже зарегистрированы брендами как интеллектуальная собственность и их использование может потребовать согласования или оплаты. Это говорит о ценности цвета как ресурса и его месте в современном мире.