Саша Петров выступает 30 января в столичном «Крокусе» и 2 февраля в питерском клубе «А2» с драматическим шоу «#ЗАНОВОРОДИТЬСЯ». Этой же зимой Саша выпустит сборник стихов, следом приступит к работе над фильмом по мотивам шоу, а пока делится творческими задумками с TOPBEAUTY.

1.gif

Как вы все это затеяли?
Все началось около двух лет назад. Мне всегда нравился Маяковский, и в то время я как раз начал писать свои стихи. А они же вырываются из тебя, хочется поделиться ими с людьми, вот я и подумал, что было бы здорово читать со сцены. Но не был до конца уверен, что такой формат будет интересен. Современный мир стал динамичным и технологичным. Выходить и декламировать, наверное, слишком скучно.
Не то что в 60-х, когда люди собирались в политех послушать Евтушенко.
Вот именно. Конечно, люди бы все равно пришли послушать, но почему бы не использовать новые технологии и другие возможности? Идея нашего шоу витала где-то в воздухе, совсем рядом. Отправной точкой стало знакомство моего агента Кати Корниловой с продюсером Настей Сайфулиной и PR-специалистом Настей Грачевой. Они договорились подумать над реализацией этой идеи. Это было за неделю до «Кинотавра» в Сочи, куда мы должны были вот-вот отправиться. И вдруг совершенно спонтанно мы решили устроить поэтическое выступление на кинофестивале. Нашли в Сочи площадку — бар «Лондон», — ничего толком не готовили, просто хотели почитать стихи в непринужденной обстановке. За два дня до вылета я решил, что выступление хорошо бы сопроводить музыкой, позвонил друзьям из группы Ocean Jet — и они тоже приняли участие в вечере. 
И вот я помню этот момент, как выхожу из маленькой комнатки в зал и под музыку читаю монолог из «Револьвера» Гая Ричи — очень мне нравится этот фильм. В баре сидят и стоят люди, я хожу между ними, а они снимают на телефоны, светят фонарика- ми — сложилась такая уникальная атмосфера, и я подумал, что этот проект — история стадионная. Чем больше людей будет, тем масштабнее энергообмен с ними. 
После «Кинотавра» долго ничего в этом направлении не происходило, а потом как-то раз пришел домой и за ночь написал «#ЗАНОВОРОДИТЬСЯ» в виде сценария в стихах. Утром разослал друзьям и написал, что надо начинать готовить спектакль, снимать видеофрагменты. Нельзя сказать, что они все разом воодушевились и поняли, что я задумал, но я-то четко видел картинку — как это должно быть. В итоге в ноябре мы сыграли премьеру в Yotaspace, при зале в 2 тысячи человек, и все прошло именно так, как я себе представлял. 
Откуда у вас желание читать стихи, да еще и перед публикой?
Совершенно необъяснимое желание. Есть здесь и какое-то очищение, творческое и человеческое. Плюс это отличная тренировка для акте- ра, потому что на сцене ты один, прикрыться некем и не работать на тысячу процентов нельзя.
2.gif
Когда актер придумывает себе формат, вокруг себя закручивает проект, кажется, будто ему кино и театр что-то недодают. Но ведь про вас так не скажешь.
Не скажешь, да. Но какая-то неугомонность не дает сидеть на месте.
«#ЗАНОВОРОДИТЬСЯ» — что вы вкладываете в это название? 
Здесь подразумевается некий этапный момент, который связан и с влюбленностью, и с взрослением, но прежде всего с пониманием, чего ты хочешь и какими силами тебе это будет даваться. Если хочешь, допустим, однажды получить «Оскар»…
А вы хотите?
..а я хочу, — то мало просто сниматься и ждать новых предложений. Надо работать над собой.
Как вы написали первое стихотворение?
В самолете. Летел из Лиссабона в Москву, почему-то взял в руки телефон и в заметках написал первое стихотворение. Я его читаю в начале спектакля: Мы в самолете. // Двигатель на старт. // И все. // Взлетели. Мы парим. // И нам не кажется. // Произошло. Случилось. // Мы летим. // Мы победили. // Мы спаслись. // Наушники в ушах. // И стюардесса предлагает кофе. // И думаешь о ней: она не сон, // И если бы тебя спросили: // «Жизнь отдашь — // Вот так вот просто надо?» // А ты ответишь: // «Уже давно отдал, // И сдачи мне не надо».
3.gif
Сложно было показывать первые стихи или это тоже выход из зоны комфорта?
В общем, да. Мне отзывы важны, но не могу сказать, что жду их.
Ваша спутница, актриса Ирина Старшенбаум, пишет в книге, что вам не нужны советчики, вы все решаете сами. 
Так и есть. Я все-таки понял, что решения надо принимать самому. Если кого-то послушаешь, а потом все провалится, то будешь винить в этом советчика. Я заметил, что чем больше открываешься в таком спектакле, тем, как ни странно, больше защиты получаешь. Хотя и стихи твои, и история как будто бы твоя, пусть она и придумана. Не нравится кому-то — что поделать, на это я повлиять не могу. Может, человек не до конца понял и решил, что это какое-то простое стихотворение. А оно-то и непростое, ведь я зачем-то его писал. Могже оставить у себя в тетрадочке. Но почему-то захотел показать его людям. Мне хотелось поделиться тем невероятным, что происходило у меня в душе. Иначе зачем мне это? У меня есть театр, кино, много ролей, предложений, все нормально. Какой смысл брать на себя ответственность за такой проект, который может быть рискованным и неподъемным? Зато это в том числе и отличная возможность развиваться. Я теперь, когда играю спектакли, того же «Гамлета» в театре имени Ермоловой или «Вишневый сад» в Театре имени Пушкина, снимаюсь в кино, то мои задачи там кажутся мне слишком простыми по сравнению с тем, что я делаю в «#ЗАНОВОРОДИТЬСЯ».
В какой степени это вы или лирический герой?
Отчасти это я. В плане эмоционального фона, отношения к происходящему. Это все мне родное.
Герой, который публично признается в своей слабости, по-вашему, сильный или слабый?
Говорить о своих слабостях, вот так демонстрировать эмоции — это удел очень сильных. Мой герой здорово меняется на протяжении спектакля — растет, превращается в безумного, не понимает, где находится, теряет ощущение реальности…
Он, например, говорит: «Я всего себя тебе отдаю». Есть же выражение, что в отношениях один любит, другой позволяет себя любить. Почему герой выбирает первую роль?
Мне кажется, любить — это в принципе отдавать. Когда один любит, другой позволяет любить — это распространенная
и очень удобная схема отношений в нашем с вами обществе. Но ведь ситуация, когда оба любят, — она сложнее и тем интереснее. Это значит, что у двух людей есть что-то, что они могут сказать, отдать друг другу, а это ведет к конфликту. Я вообще считаю, что настоящая любовь — это война. У моих героев войны нет, но есть преграды, которые они никак не могут преодолеть.
Война — это что, ссора?
Не ссора, это энергия, которая отдается, принимается и постоянно перерождается, это ситуация, в которой оба любят настолько, что могут обезуметь. Это процесс, который не поддается контролю, в то время как ситуация, где один любит, а другой эту любовь принимает, как раз абсолютно управляема.
4.gif
По жизни-то вам какое состояние близко? Способны вы обезуметь от любви?
Обезуметь — нет, да и мой герой этого не делает. 
Но эмоциональную привязанность выражает предельно четко.
Она тоже. Она не только принимает, но и отдает. Мне, конечно, близко, когда оба любят, принимают и отдают, этот способ сосуществования кажется наиболее интересным и честным.
С одной стороны, отношения хочется беречь, как ваш герой, который буквально демонстрирует зависимость от этой любви, с другой — пагубно на ней зацикливаться.
Классный вопрос. Мне ближе все-таки первое, нежели второе. У героя это бесконтрольное чувство, он даже не отдает себе отчета, что можно отпустить ситуацию. Легче же, наверное, отойти в сторону, а там, глядишь, еще кто-нибудь встретится. Но есть такое ощущение, что нет, не встретится, такого у него в жизни уже не будет. 
Почему у такого успешного, востребованного, счастливого человека, как вы, такие грустные стихи?
(Смеется.) Потому что они о любви. Но я не могу назвать их грустными, напротив, они духоподъемные.
Выдающийся, как некоторые считают, поэт современности и рэпер Oxxxymiron в одном из патчей сказал: «Внутри поэта вечный конфликт». Как бы вы сформулировали собственное противоречие, которое не дает вам жить спокойно и заставляет в самолете писать тексты?Интересный вопрос. Наверное, конфликт есть в каждом человеке, не только в поэте. Что заставляет меня писать стихи — сформулировать сложно.
Взросление? Поиски самоидентификации, попытки понять, как вести себя в той или иной ситуации?
Нет, мне кажется, я давно уже понимаю, куда иду и что мне надо. Здесь сомнений и терзаний у меня нет. Стихи для меня — это все-таки хобби, которое я внедрил в свою профессию. Удовольствие я получаю огромное, но что-то происходит внутри, поэтому хочется выплеска эмоций.
Когда вы называете поэзию своим хобби — это защита? Мол не судите строго, я же так, балуюсь?..
Я занимаюсь этим серьезно в том смысле, что какое-то время пишу, анализирую, переписываю. Но задачи писать книгу за книгой, как это обычно делают литераторы или как певцы выпускают трек за треком, у меня нет. Да от меня вряд ли ждут новых стихов. Мое дело — выпускать новые фильмы, спектакли. Моя основная деятельность — актерская. Поэтому стихи — хобби.
Вы сказали Маяковского, а мне ваши стихи напомнили тексты поэта-битника Грегори Корсо. Знаете его?
Нет. Но мне приятно.
Битники были богемой. А вы часть богемы?
Не думал об этом. Если сейчас скажу, что богема — это плохо, то слукавлю, я же прихожу на светские мероприятия.
Приходить — не значит себя чувствовать частью тусовки.
Понимаю, но где-то мне нравится — собираются мои товарищи, друзья, коллеги, а где-то — нет.
5.gif
Давайте поговорим про вашу основную деятельность. 14 февраля в прокат выходит музыкальный фильм «Лед». Как вы объясняете растущую популярность киномюзиклов?
Здесь, как и в моде, все циклично. Уходит, а потом возвращается. К тому же зрители нуждаются в такого рода фильмах, это не тяжелая драма, которая заставляет тебя забиться под одеяло, напротив, мюзикл дает ощущение легкости, его будешь смотреть, распрямив шею. «Лед» в этом смысле бомба, позитивное семейное кино, романтичное и, да, с музыкальными номерами. Наверное, все-таки полноценным мюзиклом его не назовешь, это не «Ла-Ла Ленд», но по настроению они похожи, и мы между собой даже в шутку окрестили нашу картину «Ла-Ла-Лед».
Вы играете хоккеиста?
Да, который становится фигуристом.
Хоккеисты погабаритнее вас будут.
Кино же — это элемент чуда, поэтому будет вам хоккеист, не переживайте. (Смеется.)
Музыкальные номера у вас есть?
Да. К моему сожалению.
Чего это вдруг?
Научить петь человека, у которого нет слуха (а у меня его совсем нет), тяжело. Мы усердно над этим работали, поэтому я впервые спою.
Снимаетесь в кино, пишете стихи, петь учитесь — в чем вы остались простым пацаном из Переславля-Залесского?
Во всем. Когда у меня бывает время, я с удовольствием приезжаю в родной город и, накинув капюшон, чтобы сразу прохожие не узнавали, иду с друзьями играть в футбол. В Переславле до сих пор живут родители, сестра, племянница, они не собираются переезжать. Это красивейший город, недавно там поменялась власть, я даже имел честь познакомиться с новым мэром — молодым, энергичным, целеустремленным. А значит, стоит ожидать изменений к лучшему. Конечно, в суматохе дел ты пытаешься урвать немного времени, чтобы почаще там бывать — недалеко же ведь ехать. Несмотря на активную жизнь в Москве, родной город совсем не становится мне чуждым. Я могу рвануть туда со съемок, со спектакля, из дорогого ресторана, где проходила презентация или деловая встреча, приехать к друзьям. Из-за того что у друга спят дети, выйти на лестничную площадку и прямо там, на ступеньках, попить с ними пива.
И вот вы сидите такие, а ребята вам говорят: «Саня, ты чего, какие стихи?»
(Смеется.) Возможно, но как раз у нормальных пацанов с района поэзия вызывает серьезное уважение. Если человек понимает, что ты пишешь и читаешь стихи, то респект тебе за это и уважуха. Потому что эти пацаны гораздо тоньше, чем, кстати, творческая богема, чувствуют, когда ты делаешь что-то честно, от души.
Текст: Василий Скорлупкин