Актер, рэпер, композитор, продюсер и баскетболист Андрей Батт — человек многих талантов. Мы поговорили с ним о силе убеждения, русском шоу-бизнесе и коллекции кроссовок.

батт.gif

Перед интервью я послушала все твои песни. А почему вообще рэп? 
С 11 лет я стал заниматься баскетболом. А рэп и баскетбол — это две такие субстанции, тесно связанные между собой. Я начал играть в 1996 году, и примерно тогда же русский рэп стал очень популярен, и у нас вся школа и весь район «заболели» этой музыкой и хип-хоп-культурой в целом. Даже ребята, которые до этого были матерыми скинхедами, стриглись налысо и ходили в гриндерсах, в одночасье начали слушать «Касту» и стали рэперами. Меня тогда тоже захлестнуло. Рядом с домом был большой музыкальный магазин, и практически каждый день я заходил туда и покупал новую кассету. Да, тогда мы еще слушали музыку на кассетах. (Смеется.) Чуть позже я сам стал писать биты на простейших программах. Потом пробовал читать — подвешивал любительский микрофон на шкаф, закреплял его гантелями. Надевал на него махровый носок в качестве поп-фильтра и чувствовал себя как в профессиональной студии.

Мне казалось, что рэп — это всегда история некоего протеста, вызова, что ли. 
Изначально — да, так и было. Сейчас рэп — такая же музыка, как и другие стили. На самом деле рэп еще так популярен из-за того, что рэперы круто выглядят и одеваются. Американские я имею в виду. Молодежи именно это нравится, по крайней мере, в мое детство так и было. Всем нравилось ходить «на широком» — так назывался стиль рэперов — широкие штаны, худи, большие дутые куртки. Протест сейчас тоже присутствует у многих, как и «вирусные» треки или клипы. Это что-то не обязательно серьезное, протестное или вообще со смыслом — это может быть абсолютный бред с запоминающимся припевом, и это разносится повсюду. Я прекрасно понимаю, как это работает, но не хочу такое делать. По крайней мере, пока. У меня есть трек «Мой город». Вот это то, что мне нравится. Трек со смыслом, но простым и понятным широким массам. Он про любимый город, и каждый человек где угодно — в Казани, Москве, Дагестане или любом городе любой страны — слушает его и понимает, что это и про его город тоже, поскольку в треке целенаправленно нет никакой конкретики, о каком городе идет речь.

Но ты еще и актер. Как так вышло?
История знает такие случаи. Уилл Смит, между прочим, «Грэмми» получил в свое время в составе дуэта DJ Jazzy Jeff & The Fresh Prince, у них несколько альбомов и целая история. Марк Уолберг тоже был рэпером под псевдонимом Marky Mark и скакал с голым торсом в известном хите Good Vibrations. Просто в России почему-то это вызывает странную реакцию. Актерская профессия предполагает некую поэтическую возвышенность, что ли. Мне поэтому обычно сложно общаться с классическими театральными актерами.
1.gif
А есть разделение по крутизне у актеров? 
В России очень ценится ­театр. Еще считается зазорным сниматься в сериалах-ситкомах. Но кем? Режиссерами и продюсерами, теми, кто делает кино. Я всем говорю одну простую вещь: все знают, кто такой Коля Наумов из «Реальных пацанов». А кто такой Григорий Добрыгин, к примеру? Это актер, игравший в фильме «Черная молния». В актерском мире он человек известный, обладатель «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля, это очень престижно. Однако Николая Наумова знает гораздо больше людей, так как он снимался в популярном сериале на популярном канале. Можно ориентироваться на мир актеров, можно смотреть на мир обычных людей и работать в соответствии с этими разными задачами. Но любому творческому человеку обидно, когда ты работаешь, а тебя не знают и не видят.
Телевизор или YouTube?
YouTube, и интернет в целом, сейчас очень сильно «перекрыли» телик в плане оперативности донесения информации, да и, чего уж скрывать, в правдивости. Но телевидение придает некий шарм и лоск. Когда выходили мои первые работы, даже с эпизодическими ролями в сериалах, мне сразу же писали друзья что-то вроде: «А-а-а-а-а, мы видели тебя по телику». Отношение к телевизору такое, что если ты в нем — ты звезда. YouTube мощно начал развиваться где-то в последние пять лет. Но плюсы неоспоримы — здесь нет формата, который диктуют какие-то люди, ты все решения принимаешь сам. Но вот моя бабушка, например, не знает, кто такой Юрий Дудь. Поэтому и то, и то имеет определенную силу.
Профессионально ты скорее актер или рэпер? 
Артист. Это слово скажу. У нас даже шоу называется «Приключения Артиста». Мне нравятся и кино, и музыка, и режиссура. В шоу я и снимаюсь, и музыку сам подбираю, и режиссирую, и монтирую. Мне ­нравится и работать на съемочной площадке и в студии звукозаписи, и какие-то арт-объекты создавать. Я люблю современное искусство. Все эти виды деятельности и объединяет одно емкое и простое слово — артист. А вообще, я считаю, что слово «профессиональный» не совсем применимо к творческой деятельности. По крайней мере, профессии «рэпер» не существует. Можно сколько угодно учиться, протирать штаны в школах, студиях, вузах, но если тебе это все не дано, то ничего стоящего из тебя не выйдет. Тут, как принято говорить, Бог должен в темечко поцеловать!

Я посмотрела несколько интервью и заметила вот что: рассказы про рэп звучат хорошо, но в разговорах про баскетбол у тебя глаза горят. 
Да? Это приятно. Баскетбол — это моя первая осознанная любовь, пожалуй, и до сих пор так. Сейчас мне очень хочется развивать его уже с той позиции, в которой я нахожусь на данный момент, — я не играю профессионально, но помогаю популяризации игры как могу. Для меня это больше, чем спорт, это жизнь. У нас в России из игровых видов спорта любят больше футбол и хоккей, а потом только баскетбол. Баскетболисты — это отдельная каста, они друг другу всегда респектуют, как мотоциклисты на улицах, кивком головы, типа «Ты свой». Сделать комплимент человеку, даже если вы незнакомы, — сказать, что у него крутые кроссовки, например, вообще не зазорно.
Про важность кроссовок поподробнее.
Кроссовки для баскетболиста — большой фетиш. Форма у всех одинаковая, а вот кроссовками можно выделиться. Это пошло еще с 80-х. Многие на своих кроссовках пишут маркерами какие-то лозунги, иногда рисуют, а коллекционеры охотятся за редкими экземплярами, стоимость которых может быть соизмерима со спорткаром.
2.gif
А они чисто для коллекции или их носить можно?
Коллекционные кроссовки, которые стоят по 5 тысяч долларов и выше, как правило, если и надеваются, то по праздникам. Кроссовки Air Mag из «Назад в будущее», например, или лимитированные Yeezy от Канье Уэста. Есть кроссовки за 30–40 тысяч долларов, которые выглядят обычно, — Jordan Brand так любит делать, выпускает ограниченное количество пар какой-то модели, и за ними начинается настоящая охота. Но здесь надо уточнить, что это ресейл-стоимость кроссовок или стоимость за так называемые релизы Friends & Family, которые вообще не продаются, а распространяются среди амбассадоров и друзей бренда. Изначально, разумеется, ни один бренд не будет продавать кроссовки в магазине за столь космические суммы. С годами такие коллекционные кроссовки только подорожают, так что в принципе это даже инвестиция.

Это, видимо, как у девушек с сумками, такой фетиш. И где это все хранить? 
Это тяжелый вопрос. (Смеется.) При входе в квартиру, где у обычных людей стоит тумба для ключей, у меня стоит пять коробок с кроссовками друг на друге. Я их даже подобрал по цвету. У кровати еще две как бы тумбочки такие же. В шкафах за одеждой тоже коробки, и на шкафах. В общем, для них уже нужен отдельный склад. Хочу сделать сникер-комнату как у DJ Khaled, но все не соберусь. Девушкам тоже наверняка с сумками живется непросто, но как-то справляются!
Текст: Мария Атчикова