Лидеры мнений из сферы искусства, медиа и благотворительности — о том, как сделать этот мир лучше и о том, как более вдумчиво подходить к покупке новых вещей.
В последнее время весь мир с особым вниманием относится к проблемам экологии: многие страны отказываются от использования пластика, например в Великобритании в следующем году планируют полностью отказаться от ватных палочек с пластиковой основой, в эксплуатацию вводятся городские электромобили, а также все больше стран переходят на раздельную сортировку мусора. Тренд на экологичность пришел и в мир моды — многие дизайнеры создают коллекции из переработанного пластика, используют эко-ткани и придумывают новые и безопасные для окружающей среды методы изготовления одежды. Так, Stella McCartney выпускают целые коллекции из переработанного экопластика, H&M шьют платья и рубашки из экологичных материалов — из целлюлозных листьев ананаса и жмыха от апельсинов, а французский бренд Veja предлагает модницам кеды из переработанных пластиковых бутылок и амазонской резины.
Но не все эко нововведения легко интегрировать в мир моды — вопросы этики и экологии зачастую противоречат друг другу. Особенно это касается изделий из натурального меха. С одной стороны, добыча натурального меха не является этичным методом, с другой — искусственный мех, полученный из продуктов нефтепереработки, является очень токсичным. По сути, это тот же пластик: шуба из искусственного меха вредит экологии еще на этапе производства, но хуже всего, что после того, как вещь отправится на свалку, она разлагается там десятилетиями. 
Что же такое осознанное потребление в мире моды? Разобраться в этом нелегком вопросе попытались авторитетные спикеры: историк моды, эксперт по винтажу и основатель винтажной галереи Vintage Dream Ольга Лефферс; главный дизайнер и основатель брендов anastasiAZadorina и ZASPORT Анастасия Задорина; искусствовед и основатель паблика об искусстве @op_pop_art Анастасия Постригай; стилист Екатерина Гуссе; основатель благотворительного проекта Meet for Charity Ольга Флер и ведущая телеканала Матч ТВ Юлия Шарапова обсудили осознанный подход к потреблению в современной fashion-индустрии. Модератором дискуссии выступила исполнительный редактор издания Коммерсантъ Стиль Елена Кравцун.
акака.gif
Спикеры сошлись во мнении, что осознанное потребление в мире моды — это возможность дать вторую жизнь старым вещам, например, отдать их на переработку, перешить или же обыграть по-новому в своем образе. Именно поэтому винтаж в последние годы приобретает такую популярность, ведь это не только утонченная возможность сохранить ресурсы планеты, но и шаг к формированию собственного стиля. 
«Уже более десяти лет я коллекционирую винтаж. Многие не понимали, зачем покупать старые вещи, когда можно приобрести новые. Я не сторонник массовости — лучше куплю одну вещь, которую буду долго носить, чем пять трендовых, – говорит Ольга Лефферс. –Винтаж — про индивидуальность. Это энергетически сильные вещи, которые добавляют яркие акценты базовому образу». 
Участники паблик-тока поделились своим подходом к вопросам осознанности в повседневной жизни. Например, Катя Гуссе предпочитает ходить за продуктами с эко-сумками и многоразовыми контейнерами. Как рациональный стилист, пропагандирующий разумную моду, она знает, что одну вещь можно обыграть в множестве образов. Разбирая гардероб, модный эксперт советует не выбрасывать, а отдавать вещи на переработку, дарить, перешивать или искать новые способы их использования. 
Юлия Шарапова поддерживает Катю в вопросе ответственного потребления и призывает отказаться от импульсивных покупок в пользу разумного выбора. Ольга Лефферс и Анастасия Задорина давно следуют западным тенденциям даже в базовых бытовых вопросах, например, сортируют мусор, с радостью отмечая, что данный тренд набирает все большую популярность в нашей стране.
Бизнес Анастасии Задориной подтверждает вышесказанное: «Мы в ZASPORT работаем с тканями из переработанных материалов и в рамках корпоративных заказов шьем профессиональную спортивную форму: баскетбольную, волейбольную, теннисную. Сейчас мы покупаем эти ткани в Испании и в Тайване, потому что в России их пока просто не производят. Я знаю, что в Сколково ведутся разработки по производству тканей из вторичного сырья и в перспективе, когда они появятся в продаже, мы с удовольствием будем их закупать». Тренд на добрые дела можно создавать самому — не стоит ждать, пока это утвердят на законодательном уровне. 
«Личное потребление — это вопрос осознанности. Начинать надо с себя. Планета большая, а нас много, и маленький шаг каждого уже меняет ситуацию», – отметила ведущая телеканала Матч ТВ Юлия Шарапова. Важно помнить, что даже маленький шаг может повлиять на целую планету. Отказ одного человека от пластиковых пакетов в пользу многоразовых холщовых сумок, бережное отношение к собственному гардеробу и отказ от сверхпотребления — это легче, чем кажется. 

Заглавная картинка: Stella McCartney FW19/20