Цветы — это не только универсальный подарок, но и возможность построить прибыльный бизнес. Именно цветы дарят на Восьмое марта, День Святого Валентина и Первое сентября. А многим вовсе не нужен повод, чтобы порадовать своих близких роскошным букетом. Об особенностях цветочного бизнеса рассказали основательницы флористических студий.
irina_flowers.jpg
Как Вы решились на создание собственного бизнеса?
Было желание! Я понимала, что путь создания успешного бизнеса долгий и сложный. У меня был стартовый капитал, на который я и открыла магазин. Обошлась без кредитов и субсидий. Я считаю это нецелесообразным. Особенно, если вы только начинаете. 
В наше время цветочный магазин можно найти буквально на каждом углу, что говорит о высокой конкуренции. Как Вам удается привлекать и удерживать клиентов?
Самое главное — это картинка. Мы стараемся привлечь людей красивой рекламой, профессиональными фотографиями. Очень важны отзывы других клиентов, это повышает доверие к бренду. Ну и высокий уровень сервиса. Мы стараемся держать марку, учитывая пожелания и прислушиваясь к малейшей критике.
irina_flowers2.jpg
Нужно ли иметь профильное образование или быть профессиональным флористом, чтобы успешно запустить цветочный проект?
Нет, необязательно. Для руководителя административные навыки важнее, чем флористические. Нужно быть бизнесменом в первую очередь, иначе ваш проект обречен на провал. Но базовые знания флористики тоже не будут лишними, чтобы курировать работу сотрудников.
Вы сами контролируете поставки цветов в магазин? Или можете доверить менеджеру? 
На данном этапе все поставки я контролирую лично. Но в будущем планирую делегировать администратору или менеджеру. 
irina_flowers3.jpg
Часто внедряете что-то новое для привлечения клиентов?
Застой губителен для любого бизнеса. Всегда нужно помнить, что кругом много конкурентов. Это тоже инициативные и креативные люди. Важно быть открытым для любых начинаний и не бояться внедрять что-то новое, отличное от остальных, чтобы удерживать спрос. Иначе можно выйти из игры!
samara_flowers.jpeg

Цветочная лавка «Листья» в Телеграм: https://t.me/listyasamara63
Что выделяет Вашу цветочную студию среди других?
Колористика — важный элемент в процессе создания букета. Многие об этом забывают, но не наша студия. Мы не просто упаковываем цветы, а производим их тщательный отбор, основываясь на цветовых сочетаниях. 
Вы отслеживаете действия конкурентов? 
Это неотъемлемая часть любого бизнеса, которая помогает держать руку на пульсе и быть готовым перехватить инициативу в нужный момент.
samara_flowers2.jpg
«Короля делает свита». Насколько важную роль в развитии бизнеса играет Ваша команда? 
Наша студия — это семейная мастерская. Многие утверждают, что в бизнесе не должно быть друзей и членов семьи. Однако я не согласна с этим. Кому доверить ответственность, как не своим близким людям? Мы больше, чем просто команда. Это четкий и отлаженный механизм.
Кто в Вашей команде закупает цветы?
Закупкой я предпочитаю заниматься сама или доверяю выбор моей сестре Полине. В этом вопросе главное — найти золотую середину. Мне кажется, лучше контролировать лично, но стоит учитывать риск утомить и демотивировать других сотрудников излишним надзором.
samara_flowers3.jpg
У Вас случались спады? Что Вы предпринимали в такие моменты? 
Конечно, спады бывают всегда и у всех. Главное — мужественно выдержать этот период. У нас такое было, когда началась пандемия. Сначала мне казалось, что все пропало. Но истинный бизнесмен должен уметь обернуть обстоятельства в свою пользу. Я нашла выход, и пандемия даже сыграла нам на руку. Мы ввели бесконтактную доставку. И в результате стали зарабатывать больше, чем раньше. Выход есть всегда. Самое важное для бизнеса — это целеустремленность и вера в собственный успех.